Бензиномоторная пила «Дружба»

«Дружба» – модель бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 г. Производители – Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускается в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». В 90-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Бензопила «Дружба»

Конструктивные особенности бензопилы Дружба

Двигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко – одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л.с. Смазка двигателя – масло, смешанное с бензином.

Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел.

Благодаря функциональной завершенности и простоте крепления двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках.

Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками.

В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах.

Были изготовлены лёгкие вертолёты X-3, X-4, X-5, на каждом из которых были установлены винтомоторные блоки из 4-х двигателей «Дружба», работающих через общий редуктор на несущий винт. Ни один из аппаратов не прошел лётных испытаний по причине низкой надежности двигателей.

Модификации

За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако мелкие изменения вносились:

  • в 50-х – 60-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор;
  • до конца 80-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 – снята с производства;
  • в конце 80-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
  • в 90-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.
Еще:   Мотокультиватор «Крот», конструкция и применение

На базе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал».

Бензиномоторная пила «Дружба»
Дружба-4А

На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.

Достоинства и недостатки бензопилы Дружба

Бензопила «Дружба» была разработана в начале 50-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большой вес – 12 кг.

Изначально надежность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 60-е годы, находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 90-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями.

Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick).

Тем не менее простая конструкция пилы и ее хорошая изученность в сочетании с невысокой ценой и большой производительностью пиления обуславливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Пила «Дружба»

К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях).

История цепной пилы

Ключевые конструктивные элементы цепной пилы (цепная пила и шина) были созданы в конце XIX века; с 1920-х годов стали применять бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Практическое применение «пильной гарнитуры» идёт с начала XX века, при этом использовались различные виды типы приводов: пневматический, паровой, механический и пр.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Ранняя модель цепной пилы марки Dolmar

В самом начале ХХ века были сделаны большие цепные пилорамы, приводимые в движение вручную. Все цепные пилы того времени, создававшиеся для валки леса, представляли собой крупногабаритные неуклюжие машины, которыми управляли как минимум два человека.

Множество раз производились попытки создания мощной цепной пилы для вырубки деревьев. И вот, наконец, в 1926 году немецкий инженер-механик Андреас Штиль создал и запатентовал первую ручную цепную пилу с электромотором. Его именем и был назван инструмент – Stihl.

Еще:   Популярные марки минитракторов

Достоверной информации о первом производителе бензопилы нет и это право оспаривают несколько современных производителей. В 1927 году немецкий предприниматель Емил Лерп представил миру свою новую разработку – Dolmar, модель А.

Инструмент оснащался двигателем объемом 245 см³ мощностью 8 л. с. и весил 58 кг. Это была первая в мире цепная пила с бензиновым двигателем. Dolmar – название горы в Тюрингии, где прошло первое испытание бензопилы.

Через два года Андреас Штиль, продолжая разработки инструмента для валки деревьев, выпускает свою цепную пилу с бензиновым двигателем.

Цепи для пил начала XX столетия были мало похожи на современные аналоги и представляли собой ряд звеньев с прямыми и плоскими зубьями. Такие цепи быстро тупились, были трудны в обслуживании и малоэффективны в работе.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Ранний тип пильной цепи с плоскими зубьями

Первые цепи с Г-образной формой режущего зуба появились в 1947 году, их изобрёл Джозеф Коксом. Рабочие характеристики этих цепей оказались настолько хороши, что они быстро завоевали рынок и стали основным видом пильных цепей, используемых для пиления древесины.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Современная пильная цепь

Пильные цепи с Г-образной формой режущих зубьев, претерпев ряд усовершенствований и сейчас являются самым используемым видом цепей для пил.

В настоящее время пилы по своему применению делят на профессиональные и любительские. Практически все любительские пилы производятся в Китае.

Безопасность работы с цепной пилой

Цепная пила – один из самых опасных бытовых и профессиональных инструментов. Нарушение техники безопасности или неправильное использование цепной пилы могут привести к серьезным травмам. Работа с ней требует высокой степени концентрации внимания.

Перед началом работы убедитесь в том, что пильная цепь ни к чему не прикасается. Секундная невнимательность при работе с цепной пилой может привести к захлестыванию вашей одежды или частей тела пильной цепью.

Всегда беритесь правой рукой за заднюю ручку, а левой – за переднюю. Если поменять местами руки, возрастет риск травмирования.

Используйте защитные очки и беруши. Рекомендуется использовать дополнительные средства защиты для головы, рук и ног (каска, прочные кожаные защитные перчатки, длинные брюки, изготовленные из прочной ткани, прочная обувь). Надлежащая защитная одежда снижает риск получения травм от летящих частиц или при случайном прикосновении к пильной цепи.

Еще:   Выбор мотоблока для подсобного хозяйства

Не пользуйтесь цепной пилой на дереве. Использование цепной пилы на дереве может привести к травме.

Всегда твердо стойте на ногах; используйте пилу только стоя на неподвижной, надежной и ровной поверхности. Скользкая или неустойчивая поверхность (например, лестница) может стать причиной потери равновесия или контроля над цепной пилой.

Отрезая сук, находящийся под нагрузкой, помните о возможной отдаче. Когда напряжение в волокнах дерева исчезнет, ветка может ударить оператора и/или выбить из рук цепную пилу.

Соблюдайте особую осторожность при резании кустарника и молодых деревьев. Пильная цепь может застрять в гибком материале, в результате чего вас может хлестнуть веткой, или вы можете потерять равновесие в результате рывка.

При распиловке бревен используйте надежную опору (козлы).

Отдача

Во время работы цепной пилы может возникнуть опасная отдача. Отдача возникает тогда, когда конец шины (в частности, верхняя четверть) соприкасаются с древесиной или другим твердым предметом. Это приводит к изгибу цепной пилы в направлении оператора.

Бензиномоторная пила «Дружба»
Всегда надежно держите инструмент двумя руками

Для предотвращения отдачи соблюдайте следующее:

  • Надежно удерживайте инструмент двумя руками, пальцами охватывая рукоятки цепной пилы. Становитесь так, чтобы иметь возможность противостоять силе отдачи. При соблюдении соответствующих мер безопасности оператор может контролировать силу отдачи. Не выпускайте цепную пилу из рук.
  • Не старайтесь дотянуться до чего-либо и не пилите на высоте выше уровня плеч. Это поможет предотвратить непреднамеренный контакт кончика пилы и лучше управлять цепной пилой в непредвиденных ситуациях.
  • Используйте сменные шины и цепи только рекомендованного производителем типа. Использование других сменных шин и цепей может привести к разрыву цепи и/или отдаче.
  • Следуйте инструкциям по смазке, натяжению цепи и замене принадлежностей. Неправильно натянутая или смазанная пила может сломаться или увеличить вероятность отдачи.
Бензиномоторная пила «Дружба»
Пильная шина с надетой крышкой

Переносите цепную пилу только за переднюю ручку, в выключенном состоянии, не поднося к телу. На время транспортировки или хранения цепной пилы обязательно надевайте крышку пильной шины. Правильное обращение с цепной пилой снижает риск случайного касания движущейся цепи.